Физкультура и спорт

Формирование здорового образа жизни дошкольников в детском саду

Главной целью которого является – научить ребенка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания. Работа воспитателя по здоровьесбережению — ведущая и объединяющая, он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как он постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей не только в организации и проведении режимных моментов, но и в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей. Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе от занятий физкультурой и спортом и др.

Большую роль, в сохранении и укреплении здоровья детей, играет регулярное проведение непосредственной образовательной деятельности «Физическая культура», в которую включены игры и задания с дошкольниками, разнообразные элементы двигательной активности: ходьба, бег, лазание, прыжки, метание, упражнения с использованием спортивного инвентаря. Организация плавания играют важную роль в закаливании и оздоровлении дошкольников, способствуют предотвращению заболеваний опорно-двигательного аппарата, формируют осанку, на них закрепляются полученные анатомические знания, повышается эмоциональный настрой детей. Дети с удовольствием посещают бассейн, испытывают огромную радость от купания в воде и гордость за тех, кто научился плавать.

Осуществляя задачи дошкольного учреждения, в ДОУ ведется планомерная, системная работа. Большое значение играют организация и регулярное проведение физкультурных занятий и плавание с дошкольниками, начиная со средней группы, спортивно – досуговая деятельность, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе, элементы спортивных игр. Воспитателями в группах продолжается работа по укреплению и оздоровлению дошкольников: массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, гимнастика пробуждения, корригирующая гимнастика, использование «дорожек здоровья» и другое. Большое внимание педагогами уделяется соблюдение двигательного режима в течение дня. Инструкторами по физической культуре проводились (и проводятся) раз в квартал «Недели здоровья», «Весёлые эстафеты» на улице, водно–спортивные праздники в бассейне. В ДОУ включены занятия физическими упражнениями различной формы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе, элементы спортивных игр, гимнастика после дневного сна, бодрящая гимнастика, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, плавание.

Благодаря использованию перечисленных форм работы и объединению их с игровой деятельностью наши воспитанники меняются: они становятся активнее, коммуникабельнее, увереннее в себе, доброжелательнее. А главное – у них есть возможность приобрести навыки ЗОЖ, не только сохранить, но и укрепить здоровье.

Родители наших воспитанников — постоянные участники спортивных праздников и развлечений. Интересно и содержательно с участием родителей проходят физкультурные праздники на тему: «Папа, мама и я — спортивная семья», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Ловкие, сильные, смелые». На праздник «День защитника Отечества» приглашаются не только папы, но и дедушки наших воспитанников, они активно участвуют в выполнении спортивных заданий и делятся своими впечатлениями о службе в вооруженных силах.

Медицинскими сестрами и врачом-педиатром, воспитателями для родителей регулярно проводятся индивидуальные беседы и консультации по проблемам здоровья детей, даются задания: по профилактике простудных заболеваний, организации здорового образа жизни в семье, значению отдыха на море с детьми, привлечению к спорту, повышению двигательной активности, методике проведения точечных массажей. Во всех возрастных группах детского сада с родителями регулярно проводится анкетирование на тему: «Здоровье вашего ребенка», оформляются папки «Советы врача».

В детском саду созданы все условия для развития как организованной, так и самостоятельной двигательной деятельности дошкольников с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей. Есть прекрасная спортивная площадка, оснащённая спортивным оборудованием, где осуществляется непосредственная деятельность по физическому развитию, развлечения, в том числе и с привлечением родителей. Кроме этого ежедневно проводится взбадривающая гимнастика после сна, которая помогает ребёнку проснуться и включиться в рабочий ритм, способствует поднятию мышечного тонуса, профилактики сколиоза и плоскостопия и включает:

  • ОРУ из и.п. лёжа и сидя на кровати;
  • проведение точечного массажа и самомассажа;
  • закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителями, умывание прохладной водой, полоскание рта и горла ит.д.);
  • воздушные контрастные ванны, купание в бассейне;
  • танцевальную ритмическую гимнастику;
  •  корригирующую гимнастику для стоп, для глаз;
  • дыхательную гимнастику.

Используя каждый раз что-то  новое (текст, музыку и т.д.), мы не только повышаем заинтересованность детей, но и развиваем познавательные способности. При планировании самостоятельной деятельности в ДОУ идёт забота о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделяется в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разновидности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.

В ДОУ, для обогащения двигательной сферы своих воспитанников имеется спортивный зал площадью 90м&sup2, оснащённый спортивным оборудованием и инвентарём. В нём проходят занятия у 14 групп: в средних, по 3 занятия в неделю; в старших и подготовительных – по 2 занятия в зале и одно на улице, на спортивной площадке. В спортивном зале, во второй половине дня два раза в неделю, с детьми младших групп проводится кружковая работа «Лечебная гимнастика». Так же проходят спортивные развлечения, досуги в каждой группе один раз в месяц, спортивные праздники не реже четырёх раз в год.

При организации физкультурно–оздоровительной работы роль индивидуального подхода особенно значима, так как её результаты непосредственно сказываются на состоянии здоровья воспитанников. Поэтому цели нашей работы – сохранение и укрепление здоровья детей, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Самые простые критерии отбора – хорошее самочувствие, настроение и здоровье. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, наилучшим способом приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, Для осуществления непосредственной деятельности по физическому воспитанию в индивидуальной форме соблюдаются следующие правила:

  • постепенность занятий физическими упражнениями во время болезни и после неё;
  • систематичность занятий физкультурой;
  • дозирование по числу повторений физических упражнений;
  • постепенность наращивания длительности нагрузок;
  • разнообразие форм оздоровительной физической культуры;
  • рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий;
  • участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга.

Бассейн

Вот уже много лет в ДОУ дети обучаются плаванию. Плавание – это один из немногих видов спорта, который разносторонне и гармонически развивает все группы мышц ребёнка, формирует правильную осанку, помогает избавиться от плоскостопия, закаливает организм, укрепляет веру в свои силы. Наши дети начинают заниматься плаванием со средней группы, по два раза в неделю.

Бассейн – место, где предъявляются особые требования к двигательным способностям детей. У большинства детей перед водой сковывает тело. Даже не сама вода пугает ребёнка, а её обилие. И чтобы избавить ребёнка от страха, приходится создавать определённые условия, индивидуальный подход как в привыкании к воде, так и в обучении плаванию. Обучению предшествуют наблюдение инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребёнок боится брызг, надо научить его опускать лицо в воду, боится упасть – научить вставать, боится захлебнутся – научить правильно дышать, нырять и т.д. К мнительным и тревожным детям приходится проявлять выдержку и спокойствие, стараться вызвать доверительные отношения.

Праздники и развлечения на воде – неотъемлемая часть обучения детей плаванию, одна из эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Часто проходят праздники, связанные с бассейном.

Каждый год в начале лета проводится праздник «День Нептуна», весной – водно-спортивный, для подготовительных групп. Такие праздники – источники радости, веселья, красоты. На них создаются условия для творческого проявления знаний и умений воспитанников. В течение учебного года со старшими дошкольниками проводятся 2–3 праздника на воздухе и два на воде (в бассейне), длительностью не более 60 минут. Темы праздников самые разнообразные «Мы спортсмены», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна», в бассейне физкультурно-развивающие досуги: «На волшебном острове», «Приключение на море», «Морские развлечения», «Праздник Нептуна» и т.д.

Из многолетнего опыта работы инструктора с детьми видно, как меняется психика ребёнка во время пребывания в воде. Гиперактивные дети становятся спокойными, уравновешенными, более внимательными; молчаливые, стеснительные дети – раскрепощёнными, активными, весёлыми. Дети подготовительных групп к концу учебного года умеют плавать около 60%, из постоянно посещающих бассейн.

 

TOP